Логика Logic Pro. Часть 10: Mainstage 3 — младший брат большого секвенсора

320x320_nowmМы снова приветствуем наших читателей, которые заинтересованы в познавании музыкального производства в Logic Pro X! Сегодня мы продолжаем именитый цикл статей и начнём не совсем с привычного. Предыдущие обзоры включали в себя некое введение к работе с Logic Pro в студии, и мы постепенно изучали интерфейс и принципы взаимодействия аудио и MIDI сигналов, их редактирование. Теперь же пришло время взглянуть на “младшего брата” большого секвенсора — Mainstage 3.

Музыканты бывают разные. Хип-хоп продюсер пишет забойные биты, сидя в кресле в своей студии, знатный гитарист жить не может без репетиций с группой, а диджей выступает экспромтом. Именно для разграничивания студийной работы и live-выступлений был придуман Mainstage. Как можно догадаться из названия, речь пойдёт о сцене, то есть о живом выступлении. Apple не поскупились и создали отдельную программу для игры вживую, которая хоть и ответвляется от Лоджика, но обладает тем же интуитивно-понятным интерфейсом и служит для последующего проигрывания ваших записей из Logic Pro X.

Начнём с установки приложения. Тут ничего мудрёного нет, всё по аналогии. Стоимость — 979 руб. в Mac App Store, и это много дешевле Logic X, но и функционал другой. Как уже было сказано, это полноценная отдельная программа. Классной “плюшкой” можно назвать то, что Mainstage 3 включает в себя все (!) инструменты из Лоджика, а значит нам не нужно доплачивать за дополнительный контент. Это крутейшая сделка, ведь мы получаем гигабайты семплов, виртуальных инструментов и плагинов для обработки звука по дешёвке (около 19 Gb).

Итак, первый запуск. Тут нас встречает уже знакомое окно пресетов. Пройдёмся по порядку.

1.Приветствие

  • 16 Drum Pads (8 Drum Pads) — пресет для забивки ударных и семплов. Как если бы у вас была драм-машина с MIDI или USB подключением, с помощью которой можно синхронизироваться с программой и управлять этими семплами налету (настройка звука, атаки, зацикливания и т.д.)
  • 8 Backing Tracks — базовый пресет для сведения и миксинга аудио-дорожек. Проще говоря, диджейский набор. В нашем распоряжении 8 аудио каналов.
  • Guitar Amp (Bass Amp) — виртуальный усилитель для гитары. Данные преднастройки осуществляют обработку аудио сигнала, подаваемого вами на Mac (через внешнюю аудио-карту или нет) по линейному входу. Таким образом, мы получаем виртуальный педалборд и возможность “прокачивать” свою гитару как в реальности (только в цифровой :)
  • Keyboard — виртуальное фортепьяно (Grand Piano, Electric Piano). Рассуждая логически, Keyboard & Four Backing Tracks  это режим аккомпанирования под 4 аудио дорожки, а Keyboard Minimalist — упрощённый вариант виртуального фо-но. Как это работает? Вы подключаете любую MIDI клавиатуру, после чего получаете набор реалистичных звуков в Mainstage для игры в живую в реальном времени. Пресет Two Keyboards позволяет совмещать два клавишных инструмента на одной панели (таким образом, вы даже можете разбить свой MIDI инструмент на две части).  Tonewheel Organ это орган, а Synthesizers включает в себя библиотеки электронных синтезаторов.
  • Lead Vocal & One Backing Track — режим, позволяющий вам обрабатывать вокал под играющий трек. Можно даже подключить визуализацию субтитров и заметок.

На примере пресета 8 Backing Tracks мы разберём возможности проигрывания лупов (как аудио, так и MIDI) в Mainstage 3, а после рассмотрим основные параметры настройки приложения.

Для проигрывания наших лупов нам понадобятся сами записи, поэтому для начала мы открываем Logic и выбираем  Multi-Track Project. Используя опыт прошлых статей, здесь мы создаем лупы. В нашем случае темп 130 bpm и 4/4 доли. Не сильно зацикливаясь на тонкостях создания идеального звучания, набросали пробный трек. У нас есть 6 дорожек: 5 MIDI и одна аудио. После успешной записи нот и звука, нам необходимо обозначить клипы именами. Делается это для банального удобства, чтобы позже мы знали, “где что лежит”.

2.Loops NamingСледующий этап — экспорт. Нажимаем на File, затем Export и выбираем Region as Audio File (перед этим не забудьте щёлкнуть на нужный клип). Проделываем тоже самое с каждым клипом.

3.Expoting as Audio

Наконец, переходим в Mainstage 3 и выбираем шаблон 8 Backing Tracks. Здесь мы видим некое подобие микшера в Logic, но для игры в живую. Используя Drag’n’Drop закидываем наши готовые аудио клипы на каналы, как показано на скриншоте.

4.dragndrop

Готово! Но что дальше? Зачем все эти кнопки и что еще можно делать в Mainstage, кроме проигрывания аудио?

Контроллеры и глобальная настройка

Обратите внимание на верхний левый угол окна приложения. Здесь мы видим три основных режима работы. Начнем по порядку.

layers_edit_perform

Layout — это редактор всех виртуальных контроллеров, предоставленных нам в проекте. Иными словами, в этом режиме мы выбираем как и каким образом мы будем управлять программой извне (с помощью MIDI инструментов).

Для большей наглядности, откроем новый проект с шаблоном Synthesizers и нажмем на Layout. Перед нами наш инструмент и две панели для настройки экрана контроллеров. Таким образом, справа мы выбираем объект для редактирования, а слева показываются изменяемые параметры этого объекта. Итак, в пресете Synthesizers у нас есть несколько редактируемых объектов. Это: два текстовых поля (127), эквалайзер, поле пресетов, кнопки управления пресетами, педали (сустейн и экспрессия), колеса питчбэнда и модуляции и, собственно, сама клавиатура.

layout

Вся прелесть в том, что изменять вы можете практически всё. От места расположения объектов на экране до изменения цвета подсветки символов. Эдакий музыкальный конструктор. Для примера, посмотрим на параметры самой клавиатуры. Screen Control Inspector делится на три поля.

Hardware Input — параметры аппаратного входа. Кнопка Assign служит для привязки объекта к внешнему MIDI интерфейсу. Таким образом, мы нажимаем на Assign (кнопка должна подсветиться красным), а после нажимаем клавишу на нашей внешней клавиатуре, и происходит привязка. Это очень удобно, ведь если у вас есть электронная педаль сустейна и вы хотите “привязать” ее к виртуальной, то все что нам нужно, это воспользоваться кнопкой Assign.  Функция Velocity Sensitivity определяет чувствительность отклика на сигнал. Например, если у вас профессиональная MIDI клавиатура с качественной механикой (т.е. может определить сильное нажатие от слабого) и вы желаете добиться эффекта игры как на настоящем фортепьяно, то ползунок следует перетянуть правее. Если же клавиатура бюджетная, то заморачиваться по этому поводу не стоит.

  • Поле Settings включает в себя параметры Name (имя объекта), Number of Keys (количество клавиш/нот) и Lowest Key (первая нота клавиатуры). Все параметры изменяемы.
  • Поле Layer Display позволяет включать и выключать индикацию и менять кол-во специальных слоев над клавиатурой, которые будут подсвечиваться в зависимости от проигрываемого в данный момент плагина в Channel Strip (реверб, дилэй, хорус и т.д.).

screencontrolinspector

Раздел Screen Control Palette как раз и предоставляет нам все возможные объекты, которые можно задействовать при конструировании инструмент сета. Здесь вы найдёте все: фейдеры, кнопки, кнобы, переключатели, драм-пэды, эквалайзеры, педали, индикаторы и т.д. Именно в этом и вся прелесть Mainstage — мы можем организовать свое рабочее пространство так, как нам только прийдет в голову, и добавить столько контроллеров, сколько душе угодно. Разумеется, все объекты редактируемы, вплоть до того, что мы можем менять их размеры.

screen_controls_palette

Вкладка Edit выглядит более проще и привычнее. Здесь у нас 4 рабочих области. Область Patch List включает в себя набор пресетов для выбранного нами инструмента. Пресеты рассортированы по категориям: Classics (классические), Leads (ведущие), Pads (фоновые), Bass (басовые), Arpeggiated (арпеджиаторы). Кроме того, мы можем создать собственные пресеты, нажав на “+” вверху области. Следует помнить, что пресет, это не только конкретные звуки, но и последующая обработка этих звуков. За пост и пре-обработку звуков и отвечает область Channel Strips. Можно заметить, что эта панель бувально перенесена из Logic Pro, а значит, мы знаем для чего она необходима :) Таким образом, каждый пресет имеет свои настройки в Channel Strips.

скриншот patch list и channel strip

Центральная часть вкладки Edit – это что-то знакомое нам уже прежде. Та же визуальная рабочая область с инструментом и информационная область. Inspector снизу служит для назначения действий объектам. Что это значит? Во вкладке Layout мы назначали MIDI сигналы на объекты, а в Inspector мы присваиваем действие этому объекту. Таким образом, я могу переместить двухполосный эквалайзер в качестве визуализатора загрузки CPU или, что привычнее, в качестве индикатора поступающего звука на аудио выход. Всё ограничивается лишь вашей фантазией.

INSPECTOR

Обратим внимание на дополнительную вкладку Assignments & Mappings. Нажав на неё, мы увидим таблицу назначения всех контроллеров в проекте. Можно выполнить сортировку по типу объекта (фейдер, кнопка, переключатель) или по типу назначения (Mapping`а). В моем случае в колонке Assignments стоит “No Assignment”, не имея подключённого MIDI-девайса и не назначая никаких действий. Опять же, выбрав нужный объект или действие и нажав кнопку Assign & Map, мы можем привязать аналоговые клавиши к этим действиям.

assign_&_map

Говоря о файлах проекта и настройках, стоит упомянуть удобную функцию сохранения пресетов рабочих областей. Такая функция присутствует почти везде. Мы можем сохранять настройки Layout, Screen Controls Palette, Patch List и Channel Strips по отдельности или же весь проект целиком. Это удобно, когда вам необходимо шустро создавать чекпоинты.

saveaspatch

В верхнем правом углу окна программы у нас есть 4 кнопки управления. 1-я — для записи аудио (если вы выбрали соответствующий инструмент), 2-я для проигрывания (но режима Track здесь нет), 3-я — это метроном, и 4-я для “мутирования” выходного звука.

buttons

Наконец мы добрались к последней, но не по значению важной вкладке Perform. Это то, ради чего мы осуществляли настройку прежних режимов работы. Здесь всё предельно просто: мы имеем наш инструмент, сконструированные ранее объекты (и назначения кнопок) и список пресетов слева. Если обратить внимание на скриншот, то видно максимально минимизированную версию рабочей области.

final

Это и есть Mainstage — вы выбираете инструмент, подгоняете звучание под себя, настраиваете параметры управления и синхронизации компьютера с “железом”, и, наконец, играете живьем, а это уже дело творческое. Вот и всё!