Final Cut Pro X: сенсация или разочарование?

Заранее извиняемся перед читателями за второсортность сегодняших новостей (вчера все наши силы ушли на технические работы), но умолчать про вчерашний релиз Final Cut Pro X было бы преступлением. Анонсированный весной и горячо ожидавшийся в Mac App Store пакет Final Cut для профессионального видеомонтажа был выпущен на 9 дней раньше обещанного ранее срока… и уже успел оставить крайне смутное впечатление у пользователей. Сутки спустя, когда с возможностями и ограничениями нового Final Cut Pro поработали уже тысячи пользователей, можно сделать первые выводы о том, удался продукт или нет.

Итак, вместо ещё несколько месяцев назад стало известно, что вместо Final Cut Pro 8 следующий релиз будет называться Final Cut Pro X. Такое переименование не случайно: оно подчёркивает радикальные изменения в программе. Их заметит даже пользователь, ни разу прежде не видевший Final Cut в действии:

Было

Final Cut Pro X вполне можно было назвать iMovie Premium:

Достоинства Final Cut Pro X тоже были объявлены заранее. Вся фантастика действительно воплощена в жизнь:

  • новая концепция таймлайна — вместо работы с треками теперь используются клипы (привет iMovie)
  • автоматический анализ контента и его метаданных (ещё один привет iMovie), поддержка ключевых слов-тегов
  • функция Clip Connections упрощает работу с несколькими клипами и наложением различных эффектов
  • Precision Editor — точный редактор картинки
  • улучшенный встроенный браузер медиатек iPhoto, iMovie, Aperture и пр.
  • общий движок рендеринга
  • поддержка разрешений вплоть до 4К
  • полная 64-битность
  • поддержка Grand Central Dispatch (технология оптимизации нагрузки на ядра процессора)
  • оптимизация использования видеокарты

Final Cut Pro X стоит 299 долларов и доступен только в App Store (кстати, если хотите триал — ждите неопределённое время). Но это не единственное обновлённое профессиональное приложение для работы с видео. В 50 долларов обойдётся Motion 5 — мощнейший инструмент создания заставок и титров. Он тоже может похвастаться расширенной аппаратной поддержкой мощностей процессоров и видеокарт современных Маков, а также свежими шаблонами, смарт-шаблонами, улучшенной работой с хроматическими ключами и многим другим.

Последний новичок — Compressor 4, утилита для конвертации и сжатия видеоматериала. Новичок так себе: совершенно непонятно, почему у специалистов Apple не хватило времени поменять старый интерфейс у «Компрессора». Видимо, все силы ушли на Final Cut Pro и Motion. Из изменений можем назвать встроенный модуль Qmaster (для распределённой обработки контента), библиотеки настроек, шаблоны пакетного конвертирования. Цена — 50 долларов.

Это всё. Те, кто пользуется «старым» седьмым Final Cut’ом, наверняка спросят, а где же Color, SoundTrack Pro, DVD Studio Pro? Их больше нет. Часть их функций впитал в себя сам Final Cut Pro, но многие полезные возможности были безжалостно выкинуты.

И это далеко не единственный повод для возмущения в среде давних поклонников Final Cut:

  • Final Cut Pro X вообще не поддерживает импорт проектов, созданных в предыдущих версиях программы
  • бесследно пропала такая принципиальная для телевидения функция, как экспорт на ленту
  • больше нет EDL (списка монтажных решений)
  • не поддерживается импорт/экспорт рабочих пространств XML

Отдельная тема — завышенные (на взгляд некоторых пользователей, особенно владельцев Mac Pro образца 2009 года или ранее) системные требования:

  • видеокарточка с 256 МБ памяти или лучше
  • разрешение дисплея 1280х768 или больше
  • процессор Intel Core 2 Duo или лучше
  • минимум 2 ГБ оперативки, но лучше — 4 или более
  • Mac OS X 10.6.7 (при этом Apple настоятельно рекомендует обновиться до 10.6.8, хотя она ещё не вышла :)

Все претензии мгновенно отразились на рейтинге Final Cut Pro X (да и других обновлённых программ в Mac App Store). Рейтинг этот планомерно катится вниз:

Цели Apple понятны, они были вполне благими: расширить аудиторию пользователей программы, сделать так, чтобы Final Cut не вызывал шока и трепета у тех, кто делает первые шаги в мире видеомонтажа, и в то же время был бы удобнее для профессионалов со стажем. Как мы уже сказали, в итоге получилась красивая и продвинутая версия iMovie, при этом ряд ценных для тех самых профессионалов функций канул в Лету. В Apple заверяют, что не надо отчаиваться, и недостающие функции, вероятно, появятся в ближайших апдейтах. Так это или нет — покажет время.