[Mac App Store] Braid. Игры со временем
В конце прошлого года на страницах нашего сайта мы рассказали об игрушке LIMBO, которая недавно появилась в Mac App Store, но уже успела набрать сотни восторженных отзывов и закрепиться в рейтинге лучших игр магазина Apple. Сегодня хотелось бы поговорить про другой хит Mac App Store — у нас на повестке дня обзор Braid. Да, игра не новая, она вышла для платформ Mac и PC ещё в 2009-м, а в Mac App Store появилась в прошлом году. Но если вам нравятся платформеры, если вам понравилась та же LIMBO, то мы настоятельно советуем вам обратить внимание на Braid. Это действительно один из лучших платформеров последних лет, заставляющий крепко задуматься и не наскучивающий ни на минуту. Кстати, это красноречиво подтверждается рейтингом в Mac App Store: Braid — одна из немногих программ, набравшая пять звёзд из пяти (не четыре с половиной, а именно пять).
Любые игры — способ потратить время, но немногие из них заставляют задуматься о том, как оно ценно. Braid — одна из таких. Пройти эту игру можно по-разному, и впечатления у вас в каждом случае останутся различные. Запустив игру и пройдя первые пару уровней, вы подумаете «ну вот, обычный платформер, ничего особенного». Да, надо бегать по красочному миру (скриншоты плохо передают прекрасный импрессионизм неба или леса на заднем фоне) и прыгать на головы монстриков. Надо собирать кусочки паззла, а потом сложить из них картинку. И всё?
Нет, всё отнюдь не так просто. Вы поймёте это после первой же смерти — от падения на колья или от тесной встречи со странным гибридом ежа, гриба и шишки. В Braid вы фактически бессмертны, точнее, умереть вы вполне можете, но игра на этом не закончится. Мир замрёт, а на экране будет мигать надпись «Shift». Нажав на Shift, вы отмотаете время назад и вернётесь туда, где были до этого.
Любой геймер со стажем при упоминании такой возможности сразу вспомнит серию Prince of Persia, и будет в чём-то прав. В Braid перемотка времени — вовсе не способ избежать печальных последствий, а единственный путь решения головоломок. Таким образом, перед нами клон Mario и Prince of Persia. Кстати, прямую отсылку к Mario вы увидите в конце первого по счёту игрового мира :) Вы добегаете до замка, а оттуда к вам выйдет печальное чучело динозавра и скажет коронную фразу «Sorry, but the princess is in another castle».
Да, в Braid вы тоже должны найти Принцессу, в этом вся суть игры. Играть вам предстоит за парня по имени Тим, учёного, который достаточно давно потерял свою единственную настоящую любовь, расставшись с Принцессой из-за нелепой ссоры. Тиму предстоит долгое и трудное путешествие по его воспоминаниям с одной лишь целью — исправить свою ошибку. Но, как вы убедитесь позже, даже перематывая время назад, вы не всегда сможете исправить прошлые упущения.
Запустив игру в первый раз, вы окажетесь на мосту, за которым рдеет закат в большом городе:
Потом через тихий дворик пройдёте к своему дому под мерцающим созвездием Андромеды. Как и многие другие диковинки в Braid, это созвездие находится здесь не случайно.
Наконец, вы войдёте в дом Тима. Жилплощадь у него приличная — пять комнат плюс чердак-мансарда. В каждой комнате есть как минимум дверь и панно, на котором нужно будет собрать мозаику. По мере прохождения игры будут открываться следующие комнаты, а в самом начале Тиму будет доступна только самая левая, которая ведёт во второй мир игры. Ошибки нет: игра начинается со второго мира, который называется Time and Forgiveness. Скриншоты из него вы видели в самом начале обзора.
Ещё одна странность — название игры. Braid (коса) мало вяжется с тем, что мы уже успели вам рассказать, хотя имеет вполне прямое отношение к сюжету. Просто коса Принцессы — самое яркое впечатление, которое у Тима осталось от своей возлюбленной. Это и многое другое вы узнаете из внутриигровых книг.
Зайдя в дверь мира, Тим окажется в облаках. Здесь вы увидите несколько книг на постаментах и двери в отдельные уровни данного мира. Как мы уже говорили, цель для каждого мира стандартна: найти 12 кусочков паззла и собрать их в картину, которая будет украшать одну из комнат вашего дома. Каждый мир открывает вам очередную главу из жизни Тима — чтобы прочитать её, пройдите мимо книг в облаках. Хотя для Braid есть русификаторы, лучше всё-таки читать текст в оригинале, потому что это настоящее литературное произведение, полное аллюзий, реминесценций и других художественных приёмов.
А ещё каждый мир очень сильно отличается от других, и дело тут не только в антураже. Каждый мир предлагает свою игровую механику: время везде ведёт себя по-своему. Второй, самый лёгкий, яркий и «прощающий ошибки» мир просто знакомит вас с перемоткой.
В третьем мире сложность сразу возрастает в разы. Здесь (как и везде) тоже работает перемотка времени назад, но некоторые объекты ей неподвластны. Например, переливающиеся зелёным монстры не будут топать назад во время перемотки; переливающиеся платформы — не будут послушно отъезжать туда, где они были. Но не думайте, что все эти перемены вам во вред. Каждый мир просто имеет свои правила игры, которые вы можете использовать себе на руку. Допустим, если вы взяли переливающийся зелёным ключ от двери, то как бы вы ни перематывали время, он всё равно будет у вас в руках.
Четвёртый мир ещё интереснее. Он живёт только тогда, когда вы двигаетесь. Если Тим бежит вправо, время движется вперёд, если влево — назад. Если Тим поднимается по лестнице — всё вокруг замирает. В этом мире вам особенно чётко придётся планировать свои маршруты, иначе вы никогда не добьётесь цели.
Думаете, после этого вас ничем не удивить? Пятый мир живёт по ещё более занятным правилам: здесь вашим компаньоном становится ваша тень. Когда вы отматываете время назад, тень отделяется от вас и начинает делать то же, что вы делали до перемотки. Ну а вы в это время можете совершать другие действия независимо от неё. В этом мире есть ещё один тип подсветки объектов — фиолетовый. Он означает, что с данным объектом может взаимодействовать ваша тень.
На фоне предыдущих комнат мрачный шестой мир кажется простым: время здесь идёт так же, как во втором, но влиять на него вы можете с помощью волшебного кольца. Кольцом вы создаёте поле, в пределах которого время замедляется, и чем ближе объекты к центру поля, тем медленнее они двигаются. На самом деле, как раз в шестом мире самые трудные во всей игре головоломки, потому что способов использования у кольца масса — это и замедление монстров, и спасение от выстрелов пушек, и даже задержка Тима в воздухе над пропастью.
Что потом? Следующий мир, но не седьмой, как можно было бы подумать, а первый. Если в 99% других игр вы стремитесь к концовке, то в Braid вы достигаете начала всей истории. В первом, безымянном мире время для всех, кроме Тима, движется назад. Даже монстры будут возрождаться и залетать обратно в пушки, а если вы на них прыгнете, то их маршрут тут же изменится: получится, что вы переписали их прошлое и они погибли уже от вашего прыжка. Уровни в первом мире тоже проходятся задом наперёд — от последнего к первому. А на самом первом (или всё же самом последнем?) уровне вас ждёт развязка (или всё же завязка? :). Ваша Принцесса будет убегать от загадочного рыцаря, а вы — от стены пламени, сжигающей всё позади вас. Принцесса будет всячески помогать вам, открывая двери и опуская платформы. Но добежав до конца и встретившись с ней, вы неизбежно поймёте всю печальную правду об этом уровне.
Впрочем, у вас есть способ побороть упрямые законы времени в первом мире. Помните созвездие в вечернем небе над вашим двором? Собрав все звёзды из него, вы получите альтернативную, немного более оптимистичную и намного более непонятную концовку Braid. Однако собрать эти звёзды — целое приключение. Надо признать, раскладывались они по уровням с особой изощрённостью. Если рядовые головоломки в Braid можно поделить на трудные и очень трудные, то сбор звёзд — нечто из разряда невозможного. Каждая звезда, кроме последней — испытание. Либо испытание терпения, либо скорости реакции, либо находчивости.
Не хотелось бы портить вам удовольствие, но для примера расскажем о поиске первой звезды, притаившейся на уровне 2-2 «Cloud Bridge». В конце уровня вы увидите парящее облако:
C виду оно висит на месте, но это только с виду. На самом деле оно плывёт влево со скоростью в пару пикселей в минуту. Вам надо запрыгнуть на него и долететь до левого края уровня. По времени полёт займёт примерно столько же, сколько среднестатистический рейс на настоящем самолёте. Но ваше терпение будет вознаграждено заветной звездой:
Пожалуй, хватит с нас спойлеров и подсказок :) Предупредим лишь, что вы теряете надежду на альтернативную концовку в том случае, если раньше времени соберёте паззл в третьем мире. Будьте внимательны ;)
Лестных отзывов о Braid было сказано предостаточно, и нам повторяться не хотелось бы. Действительно, хотя в игре многие моменты вторичны, они не просто заимствованы, а качественно переосмыслены. Что касается сюжета Braid — то это тема для отдельного разговора. В лучших традициях постмодернизма, чтение книжек в игре (и особенно в эпилоге) создаст больше вопросов, нежели даст ответов. Зайдите в тему про Braid на любом игровом форуме, и вы увидите, какие неожиданные трактовки получает история погони Тима за Принцессой. Но даже если вы не будете мучить себя попытками понять, что же имел в виду автор игры, Braid в любом случае оставит в вашей памяти яркие впечатления.
Игра доступна в Steam (для PC и Мака) по цене в 199 рублей, на сайте разработчиков за 20 долларов и в Mac App Store, где ценник равен $7,99.