Логика Logic Pro. Часть 6: Редактирование аудио
Этим субботним вечером мы вновь приветствуем наших дорогих начинающих любителей создания музыки. Пора продолжить наш обучающий цикл по замечательной программе Logic Pro X. Сегодня нами будет затронута тема аудиоредакторов, доступных в приложении. Мы поговорим про редакторы для аудио, расскажем про их виды, предназначение и основные функциональные особенности.
В прошлой статье вы уже узнали множество операций редактирования регионов с помощью инструментов окна Track Area, и кому-то этого может пока показаться достаточным для решения большинства повседневных задач. Но так как Logic Pro X является профессиональным инструментом для аудиомонтажа, то он предоставляет более широкие возможности редактирования аудио- и MIDI-материала с помощью специальных отдельных редакторов. Вкратце знакомство с ними уже происходило в одной из предыдущих статей. Сегодня пришло время рассмотреть данные элементы как можно ближе.
Как вы можете помнить из предыдущих статей, редакторы вызываются из Control Bar кнопкой с изображением ножниц, из меню View > Show Editors, с помощью клавиши «E» на клавиатуре или двойным кликом по региону.
Сегодня мы поговорим о редакторах для аудио, которые вместе называются просто — Audio Editor. В самом Audio Editor есть две вкладки: Track и File. Это два отдельных, независимых друг от друга редактора для аудио материала, объединенных для удобства в одно окно.
Первый, Audio Track Editor — новинка в Logic Pro X. В нем можно производить реактирование дорожек абсолютно так же, как в окне Track Area. Такое редактирование называется недеструктивным, так как оно не разрушает оригинальные файлы на диске. Инструменты тоже повторяют стандартный набор доступных в Track Area, за исключением отсутствия инструмента Automation Select Tool (Автоматизация редактируется только в Track Area) и наличия двух новых: Vibrato Tool и Volume Tool, суть которых нам, к великому сожалению, никакими методами раскрыть так и не удалось. Мы только можем предполагать, для чего они служат, но если вы знаете точно, то, пожалуйста, скорее поделитесь этой секретной информацией с нами и остальными читателями данного цикла в комментариях. Будем очень признательны ;-)
Функционал Audio Track Editor полностью копирует возможности Track Area, и желание воспользоваться им, скорее всего, будет возникать у вас крайне редко. Рассказывать про него практически нечего, поэтому мы переходим к следующему редактору, который является более привлекательным в функциональном плане.
Второй аудио редактор находится на вкладке File того же окна и имеет полное название — Audio File Editor. Это классический и основной редактор аудио в Logic Pro с очень давних времен. В отличие от своего соседа, он позволяет редактировать именно оригинальные аудио файлы, а не регионы, ссылающиеся на них (т.е. это уже деструктивное редактирование). Его возможности гораздо шире и интереснее, чем у первого представителя данной группы. Давайте рассмотрим их более пристально.
В основной области Audio File Editor, которая называется Waveform Display, отображается форма звуковой волны всего оригинального файла выбранного региона. Если выбран стерео файл, то отображение будет как на скриншоте выше – из двух отдельных волн, а если моно – из одной. Масштаб отображения основной области настраивается здесь и во всех других редакторах так же, как в Track Area: с помощью двух ползунков масштаба в верхнем правом углу редактора или с помощью клавиши Alt + скролл колесиком мыши или на тачпаде.
Чуть ниже Waveform Display, в поле Anchor, отображается так называемый якорь — точка привязки начала выбранного региона ко временной сетке проекта в окне Track Area (а в строке Region Logic подсвечивает полные его границы). Границы региона и якорь можно перемещать в самом редакторе, захватив и потянув их мышкой влево или вправо. Таким образом вы измените длительность или местоположение региона в проекте. Еще ниже находится поле S.Loop, но оно активируется, когда вы работаете с с Apple Loops, и отображает границы петли.
Выше области Waveform Display отображается еще одна такая же волна, но в уменьшенном масштабе — это предпросмотр всего файла целиком. Если в Waveform Display что-то выделено, то на превью будет подсвечиваться текущий рабочий участок. Так же можно выделить любой участок именно на превью и переместиться к нему, не уменьшая зум рабочей области. Это очень помогает быстро ориентироваться в редактируемом файле, даже если в области редактирования установлен очень большой масштаб.
Обычно редактор сам автоматически выделяет и подсвечивает выбраный в Track Area регион, но вы так же можете выделить для дальнейшего редактирования любую область файла самостоятельно. Для этого необходимо в Waveform Display, зажав правую кнопку мыши (используя инструмент Pointer Tool), потянуть курсор в любую сторону. Рядом с ползунками зума в меню редактора находятся поля, которые отображают начальную и конечную точку выделения относительно начала проекта в цифровом виде.
После того, как область выделена, её можно воспроизвести, нажав в меню редактора на кнопку предпрослушивания с изображением динамика (Prelisten). А зациклить воспроизведение области можно с помощью соседней кнопки Cycle, с изображением двух круговых стрелок. Рядом с кнопкой цикла имеется ползунок, который регулирует громкость воспроизведения материала в редакторе, не затрагивая глобальные настройки громкости всего проекта. Это очень выручает, когда для удобства редактирования громкость редактируемого файла нужно изменить, но громкость проекта менять нежелательно или не представляется возможным.
Что касается инструментов, то их в редакторе не так много — всего 6 штук. Со многими вы уже знакомы из предыдущей статьи. Работают они абсолютно так же, как было описано ранее, но некоторые отличаются или требуют некоторого пояснения деталей работы. Это такие инструменты, как:
- Hand Tool — позволяет перемещать границы выделенной области аудио, не затрагивая продолжительность этой самой области. Помогает в ситуации, когда у вас уже выделено, например, 30 секунд аудио в начале файла, а нужно выделить те же 30 секунд, но с некоторым сдвигом от его начала. Просто передвиньте выделеную область вместо того, чтобы заново скрупулезно выделять отрезок нужной длительности.
- Pencil Tool — уже знакомый нам карандаш. Но если в Track Area этот иструмент позволяет рисовать регионы, то в редакторе файлов он позволяет рисовать саму звуковую волну. Для такого редактирования сначала нужно установить достаточно большой зум, а потом взять в руки инструмент. Это очень действенный хирургический метод, который подойдет для удаления резких пиков волны, воспринимаемых на слух как резкие высокочастотные щелчки, и других подобных операций.
На самом деле инструменты — не главное оружие данного редактора. В основном они лишь позволяют выделить какой-то конкретный участок файла для дальнейшей обработки. Настоящие команды редактирования прячутся в разделах меню редактора Edit и Functions.
В Edit имеются довольно стандартные функции: копировать, вырезать, вставить, удалить, перейти к участкам файла, конвертировать участок в отдельный регион или петлю и так далее. Надеемся, что они говорят сами за себя и в дополнительном разъяснении не нуждаются.
Отдельно стоит упомянуть про два интересных параметра:
Snaps Edit to Zero crossing — при его активации разрезание файла всегда будет проходить только на участках волны с минимальным отклонением от нулевой точки (средней горизонтальной оси). Это позволяет избежать искревления волны и высокочастотного трещания звука на границе разреза.
Lock Position in Track when moving Anchor — указывает, привязывать ли якорь региона к временной сетке проекта. Если пункт выделен, то при передвижении якоря происходить ничего не будет, а если нет, то регион будет укорачиваться и начинаться с новой позиции якоря.
На этом про меню Edit мы закончим и продолжим говорить про меню Functions, в котором-то и зарылся весь основной функционал редактора. Давайте коротко разберемся, что же он умеет.
- Normalize — нормализация. Фукция, помогающая увеличить громкость тихих участков аудио, прировняв максимальный пик их громкости к максимальной возможной громкости в программе (0 децибел). Помогает в ситуациях, когда исходный файл ну уж совсем тихий, и простое поднятие громкости не помогает добиться желаемого ее увеличения.
- Change Gain — наоборот, позволяет уменьшить громкость выбранного участка на определенную величину.
- Fade In/Fade Out — делает кросфейд в выделеной области аудио, но постоянный и без возможности дальнейшего редактирования его параметров.
- Silence — заполняет выделеную область абсолютной тишиной. Пригодится, когда в моментах, где не играет инструмент есть шум, который мешается и его нужно удалить (но для этого проще применять плагин Gain).
- Reverse — переворачивает отрезок аудио в обратную сторону: конец становится началом, а начало — концом. С помощью этой простой функции и некоторой степени креатива пользователя можно добиться очень интересных эффектов. По крайней мере можно здорово повеселиться, используя данную функцию просто так.
- Trim — обрезает выделеную область и удаляет все, что находится за ее пределами. Оставляет в файле только выделенный участок. Позволяет избавиться от заведомо ненужных кусков материала и не держать их на диске.
- Remove DC Offset — функция для удаления неправильного смещения волны относительно нулевой громкости. Все дело в том, что из-за шумов и наводок в электрических цепях при записи в записанном материале 0 децибел могут не соответствовать напряжению в 0 вольт. Это приводит к искажениям в отображении и, главное, звучании аудио. Данная функция призвана находить такое отклонение и приравнивать ноль волны к нулевому напряжению.
- Settings — настройки поведения функций Normalize и Fade.
- Time and Pitch Machine — коротко говоря, позволяет подстроить тональность и ритм аудио к вашему проекту. Имеет множество настроек, разобраться в которых можно, разобрав сами понятия ритма и тональности. Больше всего пригодится для партий барабанов (хотя и на других инструментах может сыграть на руку).
- Adjust Tempo by Selection and Locators — считывает темп выделенного участка и устанавливает его в качестве глобального темпа всего проекта. Пригодится, если вы хотите сделать проект в определенном темпе и хотите сориентироваться по какому-либо файлу. Учтите, калькулятор не всегда считает темп верно!
- Search Peak — позволяет найти пики волны в материале. Добавляет наглядности для редактирования партий барабанов.
- Search Silence — находит участки абсолютной тишины в выделенном фрагменте и подсвечивает их.
Это все основные функции Audio File Editor. Нам осталось рассказать только про две кнопки: View и Audio File. Первая настраивает небольшое количество параметров вида редактора такие, как единицы отображения границ выделеной области, режим редактирвания пиков, отображение шкалы громкости в процентах или точных значениях.
Вторая кнопка отвечает за сохранение редактируемого материала, резервных копий и обновление информации о файле.
Настройки Audio File Editor находятся в настройках Logic Pro X по пути Preferences > Audio > Audio File Editor.
Здесь нам доступны следующие пункты:
- Warning before processing function by key command — если данная опция активирована, то редактор будет предупреждать вас об изменениях файла, которые нельзя отменить. Считаем, что отметить ее будет не лишним.
- Clear Undo History when closing project — очищать историю команды Undo после закрытия проекта. Со включенной опцией вы не сможете отменить операции, проведенные во время прошлой сессии. Без нее сможете спокойно отменять изменения, но вся информация о них будет храниться в файле проекта, который имеет тенденцию разрастаться.
- Record selection changes in Undo History — записывать ли в историю операции Undo изменения в выделении. Если опция активирована, то, нажав комбинацию клавиш ⌘Z, находясь в редакторе, вы можете вернуться к ранее выделеному участку файла, а если нет, то Undo будет работать только на операции редактирования, но не выделения.
- Record Normalize operations in Undo History — полностью аналогична предыдущей опции: отвечает за запись в историю отмены операций, но только на этот раз дело касается операций нормализации.
- Number of Undo Steps — колличество операций, которые запоминает и может отменить команда Undo. Больше — лучше, но занимает больше оперативной и дисковой памяти на компьютере.
- External Sample Editor — интересная возможность. Logic, конечно, очень мощный инструмент, но аудио редакторов бывает очень много. Если вам нравится определенный аудио редактор N по функционалу или же просто по привычке, то вы совершенно спокойно можете указать его в этом поле, как внешний. После того, как внешний редактор выбран, можно смело выбирать дорожку или регион, нажимать кнопку File в меню Track Area и выбирать пункт “Open in (имя внешнего редактора)” или сочетанием клавиш Shift+W.
Теперь вы должны понимать, как стоит обрабатывать аудио в расширенном или внешнем аудиоредакторе. Пока мы еще не сказали ни слова про редакторы для MIDI, а их в программе имеется немного больше, чем для аудио. Так как это уже выходит за рамки данной статьи, то вышеупомянутым редакторам и работе с MIDI мы посвятим следующую статью.