Логика Logic Pro. Часть 5: Работа с регионами
В прошлой статье цикла «Логика Logic Pro» наши читатели уже успели познакомиться с такими понятиями, как дорожки и регионы, узнать, для чего они необходимы и что из себя представляют. Теперь мы постараемся рассказать, как работать с рассмотренными ранее элементами в контексте основного окна программы — Track Area. В данной части цикла будут рассмотрены основные операции редактирования регионов, немного затронута тема навигации и рассказано про некоторый дополнительный функционал приложения.
Так как Logic Pro X является профессиональным инструментом для работы с аудио, то, конечно же, простым хранением треков и регионов на временной шкале в Track Area его работа не ограничивается. Не бывает так, чтобы материал просто бесцельно пылился в программе. Пользователь всегда помещает его в приложение для дальнейшего редактирования. Кому-то может понадобиться просто укоротить аудио фрагмент до какой-то определенной длительности, другому — наложить записаный голос на фоновую музыку, сделать плавное нарастание или затухание композиции, изменить ее ритм, или же вовсе сделать демо своей группы в гараже. Со всем этим влегкую справится Logic Pro X с набором своих скромных, но при этом достаточно мощных инструментов.
Вызвать инстументы редактирования в Logic можно несколькими способами: через верхнее меню окна Track Area, правой кнопкой мыши в любом месте этого же окна или сочетанием клавиш на клавиатуре. Каждый из перечисленных способов по-своему удобен для разных пользователей, и все они имеют право на жизнь. Подробнее остановимся на каждом из них.
Первый способ – самый простой и в каких-либо комментариях особо не нуждается. В самом центре панели инструментов Track Area, рядом друг с другом, отображаются две иконки с одинаковым набором инструментов во всплывающем меню. Разница заключается лишь в том, что первый инструмент (Left-Click) — основной, он отображается в качестве курсора мыши почти всегда и доступен при простом клике левой клавишей мыши по региону, а второй — дополнительный (Command-Click), показывается и доступен для работы только при зажатой на клавиатуре клавише Command (⌘). При работе, скорее всего, в качестве основного вы будете использовать множество инструментов, и между ними будет происходить постоянное переключение. А вот на дополнительный мы бы посоветовали назначить такой инструмент, который будет вам нужен всегда, независимо от этапа работы над проектом.
Второй способ опционален: он позволяет вызвать удобное и настраиваемое контекстное меню для быстрого выбора основного инструмента и/или вызова других функций редактирования. Доступных вариантов действий при нажатии правой кнопкой мыши существует несколько. Настраиваются они в стандартных настройках приложения по пути: ⌘, > General > Editing > Right Mouse Button.
В меню на выбор представлены следующие варианты развития событий при нажатии правой кнопкой мыши в рабочей области Track Area:
- Is Assignable to a Tool — теперь у вас в верхнем меню помимо основного и дополнительного инструментов появляется третий (Right-Click), который, как можно догадаться, доступен по правому клику мыши (богатство на наш взгляд излишнее и нерациональное, но на вкус и цвет…).
- Opens Tool Menu — открывается контекстное меню выбора основного инструмента правого клика мышью.
- Opens Shortcut Menu — открывается контекстное меню дополнительных опций, список которых зависит от того, на каком именно элементе Track Area было произведено действие мышью. Например, здесь доступны опции навигации при клике на пустой области и опции обработки региона при клике на нем.
- Opens Tool and Shortcut Menu — просто обьединяет 2 предыдущих меню в одном (громоздкий, но возможно, самый рациональный вариант использования правого клика).
Последний вариант смены основного инструмента — сочетание клавиш. Мы не будем к каждому инструменту повторять сочетание, а просто сошлемся на скриншот чуть выше, где напротив названия инструмента указана клавиша, вызывающая его. Обязательно постарайтесь почаще обращаться именно к сочетаниям клавиш, а не элементам интерфейса, так как это со временем ускорит вашу работу в разы.
Теперь давайте поближе рассмотрим каждый из 14 инструментов по отдельности:
- Pointer Tool — основной и самый привычный каждому пользователю современного компьютера инструмент. Это всего лишь указатель мышки, который позволяет выбирать регионы, перетаскивать, копировать их по временной шкале и между дорожками, но без которого вы никак не смогли бы так просто работать в столь сложной программе.
- Pencil Tool — карандаш, с помощью которого можно создать новые пустые регионы, чтобы потом наполнить их своим материалом. Нажмите на пустом месте аудио или MIDI-трека с использованием этого инструмента и создайте новый регион. Что может быть проще?
- Eraser Tool — полная противоположность предыдущего инструмента. Ластик позволяет удалять регионы простым движением, а точнее кликом мыши. Но вам не обязательно выбирать именно Eraser Tool, так как действие удаления выделеного в данный момент региона с успехом выполняет клавиша Delete на клавиатуре, а удаление всей выделенной дорожки — ⌘+Delete.
- Text Tool — применяется с единственной простой целью — переименование. Когда вы наводите мышь в заголовок любого региона, она превращается в знак выделения текста. Кликнув по заголовку, можно отредактировать название региона на любое другое угодное вам. Эта возможность так же предоставляется во многих местах Logic Pro X. Иметь для данной функции постоянно под рукой отдельный инструмент, конечно, роскошь, но мало ли, вдруг будет удобно?
- Scissor Tool — ножницы. Как уже упоминалось в предыдущей статье, они помогут вам быстро разрезать один регион на несколько и, например, разнести полученные регионы в совершенно разные места проекта. В профессиональной работе используются так же часто, как скальпель у хирурга (и хороший звукорежиссер управляется с ними не менее ловко, чем человек в белом халате со скальпелем). Иметь под рукой или знать комбинацию быстрого вызова всем обязательно!
- Glue Tool — наоборот, позволяет склеить разрезанные или совершенно разные регионы одного типа в один единственный. Такой подход может пригодиться, например, если вы записали куплет или бэк-вокал из множества единичных отрезков на одной дорожке и хотите их совместить в один регион, дабы эти отрезки не мозолили глаза своим обилием. Инструмент очень помогает навести визуальный лоск в записанном материале и не только.
- Solo Tool — выбирите этот инструмент, наведите на участок региона и зажмите правую кнопку мыши. Пока вы держите кнопку нажатой, происходит сольное (когда все остальные дорожки молчат) проигрывание региона с выбранной позиции. Конечно, интересно прослушать соло одного региона или трека, но для этого также существует масса других более удобных и изящных способов, среди которых находится кнопка Solo в заголовке трека, Solo Mode в Control Bar и сочетание клавиш ⌃S.
- Mute Tool — обеспечивает противоположный Solo Tool эффект. Мьютирование, оно же заглушение — заставляет замолчать только один выбраный элемент. В Logic Pro X, опять же, есть множество более интересных способов мьютирования, нежели с помощью данного инструмента (например, кнопка Mute в заголовке трека или сочетание клавиш ⌃M для мьютирования отдельных регионов).
- Zoom Tool — обычная лупа. С помощью нее вы можете приблизить любое место проекта для того, чтобы рассмотреть его поближе. Чтобы воспользоваться лупой, просто выделите интересующий вас участок и отпустите клавишу мыши. Выбранная область тем временем зуммируется на весь экран. Чтобы вернуться к изначальному масштабу, кликните два раза на любом месте рабочей области Track Area.
Так же работать с зумом можно посредством двух ползунков в левой части верхнего меню Track Area, а если вы являетесь счастливым обладателем Magic Mouse или Magic Trackpad, то обычным скролом в любом направлении, находясь внутри рабочей области Track Area с зажатой клавишей ⌥. А если регионы столь тихие, что волна на них еле отображается, то для простоты редатирования таких тихих регионов рядом с ползунками зума есть кнопка волны, которая увеличивает масштаб внутренностей регионов.
- Fade Tool — достаточно интересный инструмент. Он позволяет делать плавные нарастания и затухания громкости аудиорегионов (так называемые кросфейды). Для того, чтобы создать кросфейд — выберите данный инструмент и потяните регион за любой бок внутрь. Вот так просто! Теперь на регионе можно увидеть своеобразную белесую «горку» — она отображает степень и скорость изменения громкости. Начальную/конечную точку кросфейда и скорость кросфейда можно изменять в любой момент тем же инструментом, потянув за точку вверху или середину региона. А если расположить 2 региона впритык к друг другу (или наложить окончание одного на начало второго) и провести между ними этим иструментом, то можно получить плавное перерастание первого региона во второй.
Раз уж речь зашла про Fade Tool, то мы не можем не упомянуть про одну его интересную особенность, которую знают далеко не все новички. Для знакомства с ней возьмите любой кроссфейд, нажмите на нем правой кнопкой мыши и выберите в меню (конечно, если оно настроено на правую кнопку мыши) пункт Slow Down или Speed Up, в зависимости от того, в каком месте региона находится кросфейд. А теперь проиграйте этот регион в соло режиме. Получился интересный эффект зажеванной пленки, который можно широко использовать в творческих целях. Надеемся, вам пригодится этот небольшой секрет, а если нет, то можно превратить любой такой фейд обратно в обычный, выбрав Fade In или Fade все в том же меню по нажатии правой кнопки мыши.
- Automation Select Tool — нововведение в десятой версии Logic. Инструмент для работы с автоматизацией — очень достойная, удобная и незаменимая функция программы, которая позволяет, например, сделать на куплетах громкость клавишных одной, а на припевах выше или ниже. О всех возможностях автоматизации повествование будет вестись в одной из будущих статей, а пока ограничимся кратким описанием. Функция эта существует давно во многих секвенсорах, а новый инструмент – по сути своей, нововведение достаточно бесполеное, так как работает он практически так же, как Pointer Tool, но с некоторыми совсем несущественными улучшениями для автоматизации. Сказать про него почти нечего, а особенно в контексте данной статьи.
- Automation Curve Tool — еще одно нововведение для автоматизации, но на сей раз нужное и в какой-то степени ожидаемое. Дело в том, что в предыдущих версиях Logic кривая автоматизации могла состоять только из прямых линий под различными углами, как на скриншоте выше, но теперь с помощью нового инструмента можно изменять кривизну линий и делать их плавными, подобно кросфейдам. Это позволяет настраивать автоматизацию более точно. Очень хороший подарок для профессионалов.
- Marquee Tool — для основного инструмента бесполезен, но в качестве дополнительного бывает просто незаменим. Позволяет жестко выделить любую область Track Area и перенести ее в другое место, тем самым нещадно разрезав все регионы на границах выделения.
- Flex Tool — последний инструмент из всего списка. Название переводится как «инструмент для сгибания». Но что можно сгибать в такой программе, как Logic? Конечно, предметы из реального мира согнуть с помощью него у вас не получится, а вот аудиоволну — запросто. Нужно это по той причине, что далеко не всегда начинающим (и не только) музакантам удается везде точно попадать в ритм при записи. Особенно актуальна такая проблема на партиях ударных инструментов при большом ритме. Что делать, если партия звучит шедеврально, но в некоторых местах есть небольшие «косяки» с ритмом? Исправлять! Возьмите инструмент Flex Tool, прицельтесь на неудавшееся место, увеличьте зум и подвиньте этот кусочек волны в нужную сторону так, чтобы все зазвучало как нужно. Также с помощью инструмента можно, захватив регион с верхних краев, растянуть или сжать полностью, чтобы подстроить под ритм. Естественно, такой инструмент требует некоторой сноровки и понимания того, что вы делаете. Но если все требования выполняются, то он послужит незаменимым помощником в подобных ситуациях.
Помимо всех представленных инструментов, есть еще несколько особенностей работы с регионами в программе, которые можно изменить в разделе настроек приложения — General > Editing > Pointer Tool In Track Provides:
- Fade Tool Click Zones — позволяет иметь возможность для быстрого создания фейдов, не вызывая инструмент Fade Tool, а просто с помощью протягивания за верхние границы региона внутрь.
- Marquee Tool Click Zones — позволяет быстро воспользоваться соответствующим инструментом. Просто, когда курсор находится посреди дорожки, то он превращается в Marquee Tool. Вот и вся магия.
Конечно, лишний повод не вызывать какой-либо инструмент — это уже хорошо, так как это минимизация телодвижений и небольшая, но все же экономия времени. Понравится ли вам такой подход — решайте сами.
А теперь давайте рассмотрим такую ситуацию: вам нужно записать партию, которая состоит из циклически повторяющегося небольшого кусочка аудио или MIDI. Какие варианты решения проблемы известны нам на данный момент? Можно записать партию на весь трек сразу, но если вы ошибетесь лишь в одном небольшом кусочке из множества, то вся запись будет испорчена. Можно записать только один идеальный кусочек и копировать его, копировать, копировать… Тоже не самый лучший вариант, верно?
Решение есть. Оно очень простое, как большинство других решений проблем в Logic. Называется такое решение — Loops, а по-русски — петли. Петли состоят из сэмплов (Sample). Сэмпл — это не что иное, как тот самый небольшой повторяющийся кусочек, основной блок всей партии, а петля — вся партия. Чтобы создать петлю, возьмите любой регион, а потом навидите на его верхний правый край курсором, пока тот не превратится в значок вертикальной черты и круга со стрелкой. В этот момент хватайте регион и растягивайте его вправо, на сколько нужно. Таким образом создаются те же копии, что и во втором методе записи, но намного удобней. Добавить или убрать часть петли можно точно так же, как мы ее создали, потянув за верхний правый угол регионы в нужную сторону.
Apple представляет большое количество лупов вместе с Logic. Найти их можно через Control Bar > Apple Loops. С этим окном вы уже вкратце знакомы. Все звуки поделены на множество категорий и поддаются различной классификации в верхней части окна. Лупы можно прослушать, нажав на них мышью, а после перетащить понравившиеся в Track Area. Рядом с именем лупа стоит его продолжительность, галочка избранного, оригинльные темп и тональность. Так же внизу панели доступно изменение громкости и тональности проигрывания лупа, а так же общее количество всех элементов. В самом верху доступен поиск лупов по имени. С помощью данных лупов можно делать свои первые экспериментальные произведения или использовать их в качестве придания дополнительной атмосферности любому проекту.
Последнее о чем хотелось бы рассказать в рамках данной статьи — привязка регионов к сетке. Когда вы двигаете регионы по Track Area, то они как бы примагничиваются к определенным отметкам врменной шкалы. По каким именно параметрам будет производится такая привязка, отвечает настройка Snap в верхнем меню Track Area. Для выбора здесь доступны все те же музыкальные единицы измерения, как на самой временной шкале и в Display. C размерами единиц и с тем, как лучше осуществлять привязку, вы можете разобраться самостоятельно, попробовав передвигать регионы с разными настройками. А если пока все это выглядит пугающе, то можете выставить параметр Auto и Logic будет сам угадывать, какая привязка лучше для данного действия.
В настройках можно указать, делать ли привязку к абсолютно точным значениям сетки или с погрешностью. И то же самое касается автоматизации.
Второй тип привязки — осуществление движения региона только по вертикали или горизонтали одновременно. Это поведение тоже можно изменить, сняв галочки данных функций в настройках самого приложения в знакомом нам разделе General > Editing > Limit Dragging To One Direction In:
- Piano Roll and Score — отвечает за поведение привязки по оси в Piano Roll и Score Editor.
- Tracks — отвечает за поведение привязки по оси в Track Area. Именно эта галочка нас сейчас и интересует.
Какие именно привязки использовать опять-таки решать нашим читателям самостоятельно. Наша задача — лишь рассказать вам, что они существуют и как работают.
На этом наша статья по работе с регионами и инструментами подходит к концу. К сожалению, в ней описано далеко не все, что можно делать в этими элементами в приложении, так как просто невозможно рассказать про весь огромный функционал Logic Pro X в таком небольшом количестве материала. Но основные и самые необходимые для работы действия все же были рассмотрены достаточно подробно. Этого нашим читателям, как новичкам, должно быть вполне достаточно на данном этапе знакомства с программой. Надеемся, что материал был изложен максимально понятно и легок в усвоении. А пока готовится следующий материал, вы можете попрактиковаться в работе с регионами, петлями, кросфейдами и может быть найти еще много интересного в окне Track Area.