Аудиофилия на Маке. Часть 1: Кому нужен Lossless?

В первые годы существования нашего сайта мы уделяли много внимания нашим циклам статей. Надо признать, что сейчас дело обстоит иначе: циклы отошли на второй план, а на первый вышла текущая рутина, связанная с сайтом. Стоит просмотреть почту, ответить на вопросы, накопившиеся на форуме, опубликовать материалы в ленту блога — и нескольких часов как не бывало. Кроме того, поиск авторов, которые могли бы писать интересные материалы в наши циклы — задача куда сложнее, чем подбор обзорописателей для iOS- и Mac-софта.

Но бросать идею с циклами статей мы не собираемся, и очень надеемся, что этой весной и будущим летом нам удастся вдохнуть в них новую жизнь. А сегодня мы хотели бы открыть совершенно новый цикл статей, речь в котором пойдёт об аудиофилии и Маках. Дразнить аудиофилов уже стало доброй традицией или даже забавой в Интернете. «Тёплый ламповый звук», позолоченные контакты, прогрев аппаратуры, FLAC, германиевые транзисторы — всё это давно успело превратиться в мемы. Однако стоит разбавить необъективный стёб объективной умной мыслью: «в каждой шутке лишь доля шутки».

В рамках этого цикла статей мы хотели бы разобраться с тем, как сочетаются статусы маковода и аудиофила, работает ли тут принцип Think Different, какие проблемы возникают на пути к самому совершенному качеству звука и пр. Мы с вами в самой теплой и самой ламповой атмосфере, дорогой читатель, обсудим и узнаем, что такое lossless, как его слушать в iTunes и iPod, где брать музыку в таком качестве, как конвертировать иные форматы без потерь в качестве и в пару кликов, как организовать lossless-медиатеку, как нарезать однофайловые альбомы при наличии файла CUE.

А начнём мы со вводной статьи, адресованной прежде всего тем, кто хочет быть в теме и понимать, о чём пойдёт речь в будущих материалах цикла.

Начнём с того, что аудиофилия и меломания — вовсе не одно и то же, хотя чаще всего они совмещаются. Меломан любит музыку, а аудиофил — звук. Меломану важнее количество музыки, аудиофилу — качество. Меломана может мало волновать битрейт или кодек, которым закодирован звук. Матёрый аудиофил ни за что не станет качать альбом, которого ждал пять лет, пока тот не появится «в качестве», причём непременно со спектрограммой.

Закономерный вопрос, который возникает у любого человека, который впервые слышит про lossless-аудио — а зачем это вообще надо? Как правило, почти любая аудиотека среднестатистического пользователя процентов на 95 состоит из MP3-файлов (остаток приходится на WMA и ещё более редкие форматы вроде OGG).

Пожалуй, даже те, для кого физика в школе не была любимым предметом, знают, что звук — это волновые колебания воздуха. А даже те, кто не любил информатику, знают, что звук в компьютере кодируется по ступенчатому принципу:

Чем уже «ступеньки» в ширину — тем выше частота замеров звука (частота дискретизации). Чем ближе друг к другу деления по оси ординат (для тех, кто не любил ещё и алгебру, напомним, что на русский это переводится как «вертикальная ось» :), тем точнее кодируется уровень звука и тем выше битрейт получающегося файла. При всей условности приведённой картинки, она отлично помогает понять, почему так сильно отличаются звуковые файлы с разными битрейтами. Например, разницу между 128 и 320 Кбит/сек услышат даже те, кто себя к аудиофилам никогда не причислял и не собирается этого делать.

А теперь давайте сравним, как на самом деле выглядит звук у MP3-файла и у lossless-записи:

Как можно увидеть на спектрограммах выше, MP3 заметно рубит частотный диапазон наверху. В общем-то, поэтому первое, что замечают при переходе на Lossless — уйма деталей, которые раньше услышать было невозможно. Впрочем, сразу следует оговориться: замечают не все и не всегда.

Если вы привыкли к MP3, то наверняка знаете, что найти звук в этом формате с битрейтом лучше, чем 320кб/c  уже нельзя. А если почитать немного об истории самого формата MP3, можно узнать, что он довольно серьёзно сжимает исходный размер композиции. Таким образом, между записью и появлением MP3, получается, проходит ещё одна, несжатая оцифровка. Она, по сути, и зовётся Lossless, проще говоря — то, как слышит определенную композицию непосредственно её создатель, а не ваш плеер или компьютер.

Но кто услышит разницу между 320 Кбит/с и аудио со сжатием без потерь? Особых иллюзий тут питать не стоит: если у вас дома стоят пластиковые колонки на 5 Вт, то даже с музыкальным слухом вы вряд ли почувствуете разницу. Ещё забавнее — заливать аудио без потерь в iPhone или iPod, чтобы слушать его в маршрутке или метро. В таких случаях лучше не морочиться с lossless, потому что это не даст вам ничего, но гарантированно отнимет дополнительное место на диске компьютера или в памяти мобильного гаджета. Но даже на отличных колонках услышать разницу сможет не каждый. Хотя самовнушение у многих срабатывает на полную катушку, и многие начинают всерьёз верить, что  различают звук. Советуем организовать простой эксперимент: возьмите любую песенку, например, во FLAC или ALAC, сконвертируйте её в MP3. Затем попросите кого-нибудь последовательно воспроизвести обе копии, не показывая вам, где MP3, а где — звук без потерь. Если вы не почувствуете разницу, смысла хранить свою медиатеку в lossless-форматах немного.

Пожалуй, самым-самым lossless-форматом является WAV, который подразумевает хранение звуковой волны без какого-либо сжатия в показанной выше ступенчатой форме. Но массовая популярность ему не светит — звуковые файлы в WAV весят не просто много, а чрезмерно много (1 минута занимает от 10 МБ и больше). Наиболее распространенные lossless-форматы — FLAC, APE, ALAC — обеспечивают размеры файлов несколько меньше, т.к. производят сжатие аудиосигнала.

«Стоп. То вы говорите, что это аудио без потерь, то вы пишете, что происходит сжатие звука. Как так?» — спросит внимательный читатель. Но сжатие не всегда означает потери качества. Например, архивируя файлы, вы уменьшаете их размер, но не теряете ничего из сжимаемой информации. Примерно также работают и перечисленные кодеки. При воспроизведении этих файлов звук ничем не отличается от несжатого WAV-файла. Другое дело — сжатие с потерей качества, которое подразумевают другие кодеки.

Откуда берутся lossless-файлы? С физических носителей — с CD или винила. Полагаем, понятно, что с CD можно снять FLAC-копию, а её при необходимости сконвертировать в MP3, но никак не наоборот (см. ниже). К сожалению, онлайн-покупка любой lossless-музыки не всегда возможна (за примером далеко ходить не надо — тот же iTunes Store предлагает лишь AAC с 256 Кбит/с, хотя у Apple есть свой формат звука без потерь — ALAC), поэтому аудиофилия часто сопровождается пиратством. Когда она, правда, доходит до определенного этапа, вы сами начнете покупать диски (снова) или виниловые пластинки — longplay (LP) 30см или, что случается реже и, как правило, обходится дороже — японские Mini Longplay (MiniLP).

Именно тут рождаются шумы.
Аудиофил вряд ли станет здесь закупаться ;)

Значительная часть вашей lossless-коллекции поначалу  вряд ли будет оцифрована с собственных дисков. Если же вы ярый противник пиратства, выход только один — приобретать лицензионные компакт-диски и оцифровывать их с помощью iTunes в формат ALAC. Почему именно лицензионные? Ну, во-первых, лучше заплатить любимой группе, чем барыгам с местного рынка. Во-вторых, велика вероятность наткнуться на апконверт (он же транскод). Это значит, что какой-то любитель музыки решил, что если MP3 с помощью софта сконвертировать в Lossless-формат, качество от этого автоматически улучшится. При этом никто даже не задумывается о законе сохранения энергии :) Аналогично из MP3-шек никто не мешает создать Audio CD, чтобы продать его доверчивому и не слишком сведущему покупателю.

Пластинки не так широко распространены, даже среди аудиофилов, как CD, а уж тем более, MP3. Зато гораздо легче проконтролировать их качество в виду гораздо меньшего количества некачественных копий и подделок. Да и приятнее иметь коллекцию пластинок, нежели пластиковых коробок из-под дисков. Но и винил далеко не идеален — при слишком активном прослушивании пластинки имеют свойство постепенно стираться.

На этом сегодня мы с вами закончим, надеемся, вы смогли понять для себя, подходит ли вам lossless, откуда он вообще берётся и какой смысл покупать проигрыватель виниловых пластинок. В следующей части мы поговорим о плеерах, способных играть lossless и какой из них будет для вас наиболее интересным. Слушайте хорошую музыку и пишите в комментариях, о чём вы бы хотели узнать в следующих частях ;)